Великие Люди  
Главная Писатели Полководцы Биографии По роду деятельности События
 
Великие Люди • Биографии
 
Здесь любой желающий может разместить биографию своего кумира, будь то любимый писатель или актер, а может просто биографию человека которая может быть интересна читателям. В любом случае в мире есть очень много достойных людей о которых можно и нужно знать, но в силу разных обстаятельств о них забыли и надо рассказать о них всем, и надеемся наш сайт поможет в этом.
 
  Биографии     Добавь биографию     Редактировать биографию
А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я   Все   Список биографий  

Пырьев Иван Александрович

1901 - 1968
Иван Александрович Пырьев родился в крестьянской семье, на Алтае. В 1904 году отца убили в драке. Мать уехала на заработки. а Ваня жил в большой старообрядческой семье деда Осипа Комогорова. С восьми лет мальчик помогал по хозяйству, был пастухом.
Когда Ваня окончил три класса, мать увезла его в небольшой городок Мариинск, где она жила с мелким торговцем фруктами — татарином Амировым. Отчим отличался крутым нравом, в подпитии бросался на всех с кулаками. Однажды Ваня не выдержал и, схватив топорик, кинулся на Амирова, но тот позорно бежал и спрятался в полицейском участке. После этого Пырьев вынужден был пойти 'в люди'...

В конце 1915 года Пырьев сел в один из воинских эшелонов и поехал на фронт. Он воевал в составе 32-го Сибирского полка. Был дважды ранен, награжден Георгиевскими крестами 3-й и 4-й степеней.
В мае 1918 года он заболел тифом. После выздоровления записался в ряды Красной армии и в партию. Сначала был рядовым красноармейцем, затем политруком, агитатором в политотделе 4-й железнодорожной бригады. В это время Пырьев начал учиться в театральной студии Губпрофсовета, где встретился и подружился с Григорием Александровым.

Иван Пырьев стал одним из организаторов Уральского Прлеткульта. В Екатеринбурге он месяца три под фамилией Алтайский играл небольшие роли в профессиональной драматической труппе.
В конце лета 1921 года в Екатеринбург приехала на гастроли Третья студия МХАТ. Пырьев с Александровым были настолько поражены их искусством, что вскоре отправились в Москву.

Был актёром 1-го Рабочего театра Пролеткульта и театра имени Мейерхольда.
В 1923 году окончил актёрское и режиссёрское отделение Государственной экспериментальной театральной мастерской. Наконец судьба привела его в кино.
Пырьев начинал как помощник режиссёра. Вскоре о нём заговорили как о 'короле ассистентов'. Утверждали, что даже самый беспомощный режиссёр при помощи Пырьева добьется успеха.
Конечно, он хотел снимать сам. Помог ему случай.

Однако, сняв два фильма, в процессе работы над третьей картиной 'Деревня последняя', начатой в 1931 году, режиссёра отстранили от постановки 'за противопоставление интересов картины интересам государства'...
Пырьев оказался без работы. Представитель армянской кинематографии уговорил режиссёра и его жену актрису Аду Войцик поехать работать на Ереванскую киностудию, однако вскоре супруги опять вернулись в Москву.

В начале 1930-х годов Пырьев напряжённо искал свою тему, мечтал экранизировать «Мёртвые души» Н.В. Гоголя, но обстоятельства вынудили его выбрать путь политически лояльного режиссёра. Тем не менее, даже в политически ангажированном «Партийном билете» (1936) — фильме о враге советской власти, прикинувшемся партийным активистом, он достиг подлинного драматизма и детективной напряженности интриги.
Однако успех этого фильма не укрепил положения Пырьева на 'Мосфильме'. Рассорившись с дирекцией, он отбыл в Киев.

«Богатая невеста' (1937) — лирическая музыкальная комедия о колхозной жизни, встреченная зрителями с большим энтузиазмом, определила для Пырьева выбор жанра и темы на годы вперед. Исполнительница главной роли Марина Ладынина сразу вошла в число наиболее популярных советских актрис, а кроме того, стала второй женой ивана Александровича. Через год в их семье появился сын Андрей.
Однако, прежде чем картина появилась на экране, вокруг неё разгорелся нешуточный скандал. Наряду с московскими артистами в нём снимались и местные. И вот в разгар съёмок руководители киностудии внезапно усмотрели в отснятом материале 'националистический уклон'. Фильм оказался на грани срыва. И всё же Пырьеву удалось доснять картину и спешно отбыть в Москву. Но высокое киноруководство, отсмотрев отснятый материал, положило его на полку. И только весной 1938 года, когда сменилось руководство Кинокомитета и после просмотра фильма Сталиным, было приказано растиражировать и срочно выпустить фильм на экран.

Кинорежиссёр ставит музыкальные комедии 'Трактористы' (1939), 'Свинарка и пастух' (1941) о битвах за урожай, о веселых и неутомимых передовиках. Эти феерии, не имевшие ничего общего с реальной жизнью, тем не менее, полюбились рядовому зрителю.

В годы войны Пырьев снял фильм 'Секретарь райкома' (1942), в котором остался верным жанровому кино, показав партизанскую войну в духе приключения с элементами детектива. Затем режиссёр снял музыкальную мелодраму 'В шесть часов вечера после войны' (1944, Государственная премия СССР, 1946), полную предчувствия грядущей Победы.

Фильм 'Сказание о земле Сибирской' (1948) был очень хорошо оценен прессой, премирован, продан в восемьдесят шесть зарубежных стран, но особенно большим успехом почему-то пользовался в Японии.

После войны положение Пырьева в глазах кремлёвского руководства упрочилось. Он был на хорошем счету у самого Сталина. И даже то, что он был песпартийным, не помешало ему стать главным редактором главного печатного органа кинематографистов — журнала 'Искусство кино'.

В 'Испытании верности' (1954) в последний раз у него играет Марина Ладынина. В 1955 году Ладынина и Пырьев официально зарегистрировали свои отношения, а в следующем году в ресторане 'Арагви' отметили 20-летний юбилей совместной жизни.

В 50-60-х годов Пырьев руководил 'Мосфильмом', затем его II объединением, где поддерживал многих молодых режиссёров, позднее ставших знаменитыми. В эти же годы Пырьев обратился к творчеству Достоевского, экранизировал его романы 'Идиот' (1958), прочитанный режиссёром увлеченно и страстно, хотя и несколько односторонне, 'Белые ночи' (1960), наименее удачная работа режиссёра.

В 1956 году Пырьев вступил в ряды КПСС, через год возглавил оргкомитет Союза советских кинематографистов.
Весь последний период творчества Пырьев занимался общественной деятельностью. Он избирался депутатом в Верховный Совет СССР, осуществлял культурные связи с зарубежными странами, долгие годы был заместителем председателя Большого художественного совета Министерства кинематографии СССР, художественным руокводителм 'Мосфильма'. Несколько лет проработал он и директором 'Мосфильма' (1954-1957).
'Иваном Грозным' называли Пырьева между собой кинематографисты, уважая, боясь, восхищаясь. Иван Александрович был человеком огромного темперамента и эмоциональности, но с большим обаянием и умением привлекать людей. Скольких руководителей он посетил и убедил, чтобы появился Союз кинематографистов СССР — истинное детище Пырьева.
Однако, получив должности и посты, Иван Александрович стал превращаться из художника в чиновника. Марина Ладынина не могла с этим смириться. Разрыв усугубили его увлечения на стороне.
После развода родителей и размена квартиры в высотке на Котельнической набережной сын Андрей ушёл с отцом...

В год выхода на экран картины Пырьева 'Свет далёкой звезды' (1965), в которой в главной роли снялась молодая жена Пырьева Лионелла Скирда-Пырьева, произошёл скандал, виновником которого стал Иван Пырьев. В 'Известиях' появился фельетон, посвящённый Пырьеву. В результате режиссёра исключили из партии (потом восстановят) и сняли с поста председателя оргкомитета Союза советских кинематографистов.

Будучи в опале, Пырьев приступил к работе над фильмом 'Братья Карамазовы' (1968, трёхсерийный, специальный приз международного кинофестиваля в Москве, 1969), одна из любопытнейших попыток экранного осмысления Достоевского. Однако довести работу до конца ему не было суждено. Вечером 7 февраля 1968 года вернувшись со студии, Иван Александрович лёг, уснул и не проснулся. Медицинское освидетельствование установило неслыханное количество инфарктов, перенесённых в работе, на ногах...
Похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы.
Основные труды:

Награды и премии

Сталинская премия первой степени (1941) — за фильм «Трактористы» (1939)
Сталинская премия второй степени (1942) — за фильм «Свинарка и пастух» (1941)
Сталинская премия второй степени (1943) — за фильм «Секретарь райкома» (1942)
Сталинская премия второй степени (1946) — за фильм «В шесть часов вечера после войны» (1944)
Сталинская премия первой степени (1948) — за фильм «Сказание о земле Сибирской»
Сталинская премия второй степени (1951) — за фильм «Кубанские казаки» (1949)
Международная премия мира (1952) — за документальный фильм «Мы за мир» (1951)
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1942)
Народный артист СССР (1948)
Георгиевский крест 3-й степени
Георгиевский крест 4-й степени
Три ордена Ленина (1938, 1948, ?)
Четыре ордена Трудового Красного Знамени (1944, 1950, 1951, 1961)
Медали
МКФ в Марианске-Лазне (Премия Труда и Премия за лучший цветной фильм, фильм «Сказание о земле Сибирской», 1948)
МКФ трудящихся в ЧССР (Главная премия, фильм «Сказание о земле Сибирской», 1948)
МКФ в Карловых Варах (Премия Труда, фильм «Кубанские казаки», 1950)
ВКФ (Вторая премия, фильм «Идиот», 1959)
МКФ в Лондоне (Диплом, фильм «Белые ночи», 1959)
МКФ в Эдинбурге (Диплом, фильм «Белые ночи», 1959)
МКФ в Эдинбурге (Диплом, фильм «Идиот», 1959)
МКФ в Москве (Спец. приз (посмертно), за выдающиеся заслуги в развитии киноискусства, 1969

Фильмография
Актёр

1923 — Дневник Глумова (короткометражный)

Режиссёр

1929 — Посторонняя женщина
1930 — Государственный чиновник
1931 — Деревня последняя (отстранён от работы)
1933 — Конвейер смерти («Товар площадей»)
1936 — Партийный билет
1937 — Богатая невеста
1939 — Трактористы
1940 — Любимая девушка
1941 — Свинарка и пастух
1942 — Секретарь райкома
1944 — В 6 часов вечера после войны
1948 — Сказание о земле Сибирской
1949 — Кубанские казаки
1951 — Мы за мир (с Йорисом Ивенсом)
1954 — Испытание верности
1958 — Идиот
1959 — Белые ночи
1962 — Наш общий друг
1964 — Свет далёкой звезды
1968 — Братья Карамазовы

Cценарист

1928 — Оторванные рукава (с Борисом Юрцевым)
1931 — Деревня последняя
1959 — Белые ночи
1962 — Наш общий друг (совместно с Владленом Логиновым)
1968 — Братья Карамазовы

Художественный руководитель

1960 — Совершенно серьёзно (киноальманах)
« Обратно
   
 
 
Copyright © 2024 Великие Люди   |  Контакты