Великие Люди  
Главная Писатели Полководцы Биографии По роду деятельности События
 
Великие Люди • Биографии
 
Здесь любой желающий может разместить биографию своего кумира, будь то любимый писатель или актер, а может просто биографию человека которая может быть интересна читателям. В любом случае в мире есть очень много достойных людей о которых можно и нужно знать, но в силу разных обстаятельств о них забыли и надо рассказать о них всем, и надеемся наш сайт поможет в этом.
 
  Биографии     Добавь биографию     Редактировать биографию
А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я   Все   Список биографий  

Адамян Петрос Иеронимович

1849 - 1891
Он прожил короткую, но красивую, яркую, насыщенную творчеством и событиями жизнь. Родился Петрос Адамян в Константинополе. В полтора года лишился матери, в двадцатилетнем возрасте отца. Рос, терпел жизненные лишения, мужал, развивал свои дарования самостоятельно. Когда в детские годы к нему пригласили учителя рисования, тот, побеседовав с ребенком, сказал, что он сам уже может учить. Семнадцатилетний юноша начал свою сценическую деятельность в Константинополе, но настоящий успех пришел к нему в Тифлисе, куда он и его сестры, Сирануйш и Астхик, были приглашены актером и режиссером Георгом Чмышкяном. Здесь в 1879 г. Адамян переходит к серьезной драматургии. Впервые на армянской сцене ставятся "Гамлет" (в переводе Сенекирима Арцруни), "Горе от ума", "Маскарад", "Доходное место". Сценическое воплощение Гамлета, Чацкого, Арбенина, Жадова приносят артисту заслуженный успех. География гастрольных поездок Петроса Адамяна постоянно расширялась, как постоянно расширялся и обогащался его репертуар. Его сценическим героям аплодировали Тбилиси и Баку, Ахалкалаки и Александрополь, Шуши и Новый Нахичеван, Астрахань и Казань, Харьков и Киев, Новороссийск и Кишинев. Одесские театралы, восхищенные адамяновскими Гамлетом, Арбениным, Коррадо, Королем Лиром, устраивали неслыханные восторженные овации. Только Адамяну позволялось выходить на поклон в Одесском театре по 10-11 раз, в то время как всем другим актерам - не более трех! Газета "Одесский вестник" писала в 1888 году: "Ни Росси, ни Сальвини, ни Эрнст Поссарт, ни Людвиг Барнай не дали такого Гамлета, как Адамян". Там же, в Одессе, Писаревским была написана и издана первая брошюра "О трагике Адамяне". Петрос Адамян был одним из самых крупных авторитетов в российской театральной среде. О нем писали статьи, исследования, книги. Во время его гастролей в Петербурге театральный критик Владимир Чуйко писал: "Должен был приехать армянский артист, чтобы доказать нам, что Лермонтов истинно театральный драматург". Во время гастролей в Москве Адамяном-Арбениным, как, впрочем, и всеми другими его сценическими образами, восхищались знаменитые артисты московского Малого театра, в числе которых были Гликерия Федотова и Мария Ермолова.

Театральный сезон 1888 года Адамян играл в Константинополе Отелло и Уриеля Акоста в одноименных трагедиях Шекспира и Гуцкова. Он сокрушался, что не мог в этом городе играть Гамлета и Короля Лира, объясняя причину в письме к Вардкесу Суренянцу: "В Константинополе запрещены спектакли, в которых показывается король, потому что в Константинополе - один султан, и даже на сцене не должно быть второго". К этому времени относится празднование 25-летия его сценической деятельности в Константинополе. Кстати, больше он этот город не покидал. Постепенно стала подкрадываться роковая болезнь, безвременно прервавшая его жизнь в расцвете творческих сил. Друзья, обеспокоенные состоянием здоровья, пытались оказать ему помощь. Актриса Александринского театра Мария Савина организовала ряд благотворительных спектаклей в пользу великого артиста, но судьба оказалась сильнее...

Армянский Драматический Театр имени Петроса АдамянаПетрос Адамян - не только национальная гордость, но и мировая величина. Он был признан лучшим Гамлетом второй половины XIX века в мировом масштабе. Сам Эрнесто Росси, считавшийся непревзойденным Гамлетом, увидев Адамяна в этой роли, подарил ему свою фотографию с дарственной надписью: "Адамяну - Первому в мире Гамлету". Образы, которые Петрос Адамян воссоздал на сцене, глубоко занимали и волновали его воображение. Он не расстался с ними, покинув сцену, а продолжал размышлять над ними, анализировать, писать о них. В 1886 году выходит в свет (тиражом 1200 экземпляров) его труд "Шекспир и его трагический Гамлет", в рецензии на который Газарос Агаян писал: "Мы знали Адамяна как талантливого актера, известного поэта, способного художника, но что Адамян еще и философ - этого не знали. Не много ли дарований для одного человека!?" Тонкий лирик, интересный поэт, он увлекался также переводами. Переводил Виктора Гюго, Франсуа Копне, Надсона, Некрасова. Сделал свободный перевод 66-го сонета Шекспира, над которым много работал:

Зову я смерть. Мне видеть невтерпеж
Достоинство, что просит подаянья,
Над простотой глумящуюся ложь,
Ничтожество в роскошном одеянье...

Иван Айвазовский очень ценил эстетику Петроса Адамяна на сцене, в поэзии, в живописи. Их связывала большая дружба, глубокое уважение. В одном из писем Адамяна великому маринисту читаем: "Его Превосходительству Профессору Айвазовскому. К сегодняшнему венцу Вашей славы желаю столько блеска, сколько заключается жизни в волнах, созданных Вашей гениальной кистью". А портрет Айвазовского кисти Петроса Адамяна можно считать одним из лучших в творческом наследии актера, поэта и живописца. Его кисти принадлежат замечательные натюрморты, высокохудожественные портреты, среди которых особо выделяются "Автопортрет в роли Гамлета", портреты Ерануи Шахбазян, Григора Арцруни (редактора "Мшак"), воображаемые портреты Офелии и Гамлета, Отелло, Коррадо, Короля Лира и другие работы. Вот одно из свидетельств художественного дарования Петроса Адамяна, оставленное рукой Александра Карловича Сестерде-Латрека: "...После обеда мы попросили Петроса Иеронимовича нарисовать что-нибудь. Он взял тарелку, нанес на нее сажу с лаком, а затем спичкой, булавкой и иголкой нарисовал короля Лира, выразив всю глубину этого образа. Тарелка треснула, но я склеил ее, обрамил, застеклил и теперь решил передать музею того народа, из которого произошел Петрос Адамян, который должен считаться гордостью армянского народа. 25 июня 1928 года, Киев".

Интересен тот факт, что портрет короля Лира, подаренный Александру Карловичу в 1885 году, на целый год опередил того Лира, которого Адамян воссоздал на сцене, но они были в полном соответствии, и можно было подумать, что это автопортрет Адамяна в роли короля Лира. Петрос Адамян не имел семьи, и наследие его восстанавливалось по крупицам Музеем литературы и искусства Еревана. Основу архива Адамяна заложил один из его ближайших друзей - Александр Степанян (Сев Сандро), которому великий артист ежемесячно посылал свои вещи: афиши, книги, фотографии, костюмы (и непременно по 30 рублей - на приданое сестре друга). Год за годом архив пополнялся вещами, которые поступали из Парижа, Бейрута, Венеции, Тифлиса, Москвы, Ленинграда, Киева и других городов. Материалы архива с 1 декабря экспонируются в ереванском Музее литературы и искусства на выставке, посвященной 150-летию Петроса Адамяна. Экспозиция выставки, составленная директором Музея Генриком Бахчиняном и заведующим театральным отделом Вахтиаром Овакимяном, дает полное представление о жизни и творчестве выдающегося сына армянского народа.
Основные труды:

Роли в театре

«Доходное место» А. Н. Островского — Жадов
«Горе от ума» А. С. Грибоедова — Чацкий
«Ревизор» Н. В. Гоголя — Хлестаков
«Ещё одна жертва» Г. М. Сундукяна — Микаэл
«Хатабала» Сундукяна — Масисян
«Аршак II» Пешикташляна — Аршак
1880 — «Король Лир» Шекспира — Король Лир
1880 — «Гамлет» Шекспира — Гамлет
1882 — «Свадьба Кречинского» А. В. Сухово-Кобылина — Кречинский
Арбенин — «Маскарад» Лермонтова (1884)
Франц Моор — «Разбойники» Ф. Шиллера (1875)
Уриэль Акоста — «Уриэль Акоста» Карл Гуцкова (1882)
Коррадо — «Семья преступника» Паоло Джакометти (1883)
Отелло — «Отелло» Шекспира (1885)
« Обратно
   
 
 
Copyright © 2024 Великие Люди   |  Контакты